Для родителей

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка

к детскому саду


Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции нарушают эмоциональное состояние ребенка. Поэтому, мы рекомендуем:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
- познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые ля него блюда;
- обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда должна быть обязательно удобна для ребенка данного возраста;
- расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к друзьям, оставаться ночевать у бабушки с дедушкой, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
- необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
- в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.



Беседа с ребенком перед сном

Ритуалы перед сном не только облегчают засыпание ребенка, но и могут помочь лучше наладить контакт с вашим ребенком, если задать несколько правильных вопросов.
Такие моменты запоминаются на всю жизнь – когда малыш расслабленно лежит в теплой постели, а рядом мама или папа. Очень хорошая традиция чтение перед сном, а еще, стоит составить список вопросов, которые вы зададите своему малышу перед тем как поцеловать и пожелать «спокойной ночи». Конечно, сложность вопросов будет меняться по мере взросления ребенка, и если он привыкнет отвечать вам, то даже когда ваша малютка превратится в сложного подростка, ниточка этой связи может реально помочь поддержать рушащиеся связи.
Кто самый добрый человек, которого ты знаешь? Почему?
С кем ты сегодня играл?
Сегодня с тобой произошло что-нибудь смешное/интересное?
Какая часть дня тебе больше всего понравилась - утро, день, вечер?
Ты знаешь, что есть ночные животные - они спят днем, а гуляют и едят ночью?
Как ты думаешь, почему мы ложимся спать, когда на улице темнеет и солнце уходит?
Как ты думаешь, зачем нам нужно спать? Что бы ты хотел, чтобы тебе приснилось?
Куда бы ты хотел сходить в эти выходные?
Ты любишь мечтать? О чем тебе больше всего нравится думать перед сном?
Из-за чего ты можешь рассердиться?
Список можно продолжать до бесконечности – можно взять за основу этот и постепенно дополнять его собственными вопросами – вы сами почувствуете, о чем ребенок будет говорить с большей охотой. Некоторые ответы могут вас удивить, а малышу помогут раскрыться и решить свои внутренние проблемы. Будьте внимательны к ребенку, и ваша связь сохранится надолго.



5 признаков, что ребенку не хватает внимания родителей

Чем меньше вы уделяете ребенку внимания — тем хуже может становиться его поведение, а следом и психоэмоциональное состояние. В стремлении компенсировать недостаток родительского тепла и общения ребенок может стать агрессивным, депрессивным и замкнутым. Кроме того, это может привести к асоциальному поведению в будущем.
Агрессивное поведение
Если вы стали все чаще замечать, что ребенок делает определенные вещи «на зло», то вам следует всерьез задуматься о том, достаточно ли внимания вы ему уделяете. Порой агрессивное поведение является всего лишь желанием привлечь к себе внимание. Ребенку определенно не нравятся родительские крики, но таким образом он сам кричит о том, что ему не хватает общения.
Решение простое – нужно всего лишь озвучить ребенку, что вы понимаете, что ему не хватает вашего внимания. А затем – уделить ему время, сыграть вместе с его любимую игру или просто пообщаться во время совместной прогулки.
Постоянные истерики
Если истерики происходят все чаще и чаще – пришло время задуматься, все ли вы делаете правильно. Иногда истерики являются инструментом для привлечения внимания родителей – ребенок просто не знает, как еще добиться этого, и начинает закатывать истерики по любому поводу. Конечно, вполне возможно, что малыш просто не выспался или проснулся в плохом настроении. Но регулярные истерики, все же, верный признак того, что ему не хватает родительского тепла.
Наилучшее поведение в такой ситуации — успокоить ребенка и затем в спокойной обстановке выяснить, что послужило поводом его истерики. Психологи также рекомендуют родителям детей, которые часто устраивают истерики, чаще обниматься.
Стремление быт идеальным
Дети постарше выражают свои чувства и эмоции не так, как малыши. Порой дети пытаются добиться родительского внимания перфекционизмом – например, хорошими оценками или достижениями, которые, как они уверены, гарантируют им любовь родителей. Проблема кроется в том, что перфекционисты редко бывают счастливыми и сложно переживают ошибки. К тому же, причина настойчивого перфекционизма может заключаться вовсе не в характере ребенка, а в попытке заслужить родительское внимание.
Родители должны помнить, что ребенка нужно любить не за достижения, а бескорыстно. При этом нельзя скупиться на похвалу за приложенные усилия, а не только хвалить за результат.
Мнимые болезни
Лучший способ добиться родительского внимания и заботы – имитировать плохое самочувствие. Дети очень часто используют этот прием. От царапинки на руке до имитирования более серьезных болезней, раздувая масштабы целой трагедии – все это признак того, что ребенку не хватает вашего внимания.
В этом случае психологи советуют чаще обнимать, целовать своих детей и отдавать им больше своего тепла. Поэтому чаще напоминайте ребенку о своей любви и посвящайте больше времени.
Желание быть рядом каждую минуту
Ребенок ходит за вами по пятам? Ребенок не отходит от вас ни на секунду? Навязчивое стремление быть рядом с родителями – еще один признак того, что ребенку определенно вас не хватает. Оцените свое собственное поведение по отношению к малышу объективно. Когда вы проводите с ребенком время, делаете ли вы это качественно? Или во время игры с малышом вы не можете оторваться от своего смартфона? А, может, вы не проявляете интерес к увлечениям своего ребенка?
Проанализируйте свое поведение и постарайтесь проводить время вместе более качественно – не отвлекаясь на интернет и прочие вещи. Помните, что минуты, проведенные вместе без посторонних вещей, когда вы увлечены общением друг с другом – самые ценные для вашего ребенка и сохранятся в его памяти надолго.



Развиваем эмоциональный интеллект ребенка

Важную роль в успешной адаптации первоклассника к школе играет его эмоциональный интеллект, достаточный уровень эмоциональной зрелости. Такая компетентность помогает ребенку адаптироваться к новой школьной жизни, принять ее правила.
Задача взрослого на этом этапе – признать право ребенка на негативные эмоции и переживания, а также помочь ему социально приемлемо выражать свои чувства по отношению к окружающим.
Основные шаги в развитии эмоционального интеллекта у детей:
Шаг 1. Учимся распознавать эмоции
Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?
Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.
Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.
Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня - это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.
Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.
Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком - чем отличается радость от грусти, удивление от страха. Например, радость проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики.
Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач. Например, радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое; злость поможет отстоять свою точку зрения.
Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае. Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации. А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.
Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.
Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций. Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением.
Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями
Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является - определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.
Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.
Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например: Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?
Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.
Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка
Желаем вам успехов в увлекательном и познавательном мире эмоций!



Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста

Проблемы поощрения и наказания являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: педагогов, родителей, психологов и самих детей. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности ребёнка.
Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее. Используйте фразы, приведенные ниже, как можно чаще при общении с детьми.
 • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Чудесно! Совершенно! Отлично!
 • Замечательно! Превосходно! Чудно!
 • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
 • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
• Поздравляю! Мои поздравление! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
 • Ты настоящий мастер (мастерица). Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил (а)! Ты сейчас на правильном пути.
 • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав(а)!
 • Большое тебе спасибо.
Ты хороший (хорошая)! Ты - чудо!
 • Запомните! Поддержки много не бывает! 





Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения


«Стаканчик для криков»
Оборудование: стаканчик.
Содержание: если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
«Листок гнева»
Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро
Содержание: предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро.
«Тучка»
Цель: формирование умения расслаблять мышцы лица в «неприятной ситуации».
Содержание: представьте себе теплый, чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды и горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.




Как привить ребёнку дисциплину

1.Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
2.Сообщате детям заранее, что они должны подготовиться к какому-то занятию (например, к обеду) через 5 минут.
3.Предоставляйте детям как можно больше возможностей для выбора. Если они обычно не идут к столу обедать, скажите им, что у них есть выбор, когда им прийти: через одну минуту или через две. Если они специально  испытывают ваше терпение и провоцируют вас, не соглашайтесь на то, чтобы изменять уже предоставленные возможности. Если же дети предлагают альтернативу, что вполне допустимо, тогда на вопрос, могут ли они прийти обедать после того, как уберут игрушки, соглашайтесь.
4.Всякий раз объясняйте детям, почему вы хотите, чтобы то или иное дело было сделано.
5.Давайте им только одно задание на определенный период времени, чтобы они не были перегружены слишком большим количеством распоряжений.
6.Посидите с детьми и вместе обсудите, каковы будут их ответные меры на их плохое поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи по дому, и я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с  этим? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь  свои вещи?» и в дальнейшем придерживайтесь совместно достигнутого уговора.
7.Выделите стул ли тихий уголок для «тайм-аутов», куда ребёнок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно игрушек и всяких интересных вещей, с которыми можно поиграть во время наказания.
8.Если ребёнок расшалился, вы можете попросить его успокоиться на счёт «три». Если вы досчитали до трёх, а он не прекратил безобразничать, его следует наказать.
9.Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Таня, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других детей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Дети должны твёрдо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребёнок кричит или ведет себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда врем наказания закончиться, не забудьте спросить ребёнка, понял ли он, почему был наказан.
10.Вы можете завести карту со звёздочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребёнка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребёнок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь. Это хороший метод контроля за поведением.
11.Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…».
12.Попросите ребёнка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: «Ваня, нехорошо ходить по комнате в уличной обуви. Ты можешь показать мне, как нужно вести себя в таком случае?» Ваня снимает ботинки. «Спасибо, я знала, что ты можешь это сделать. Так лучше».
13.Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят, играют.
Не забывайте быть последовательными, даже если вы чувствуете, что вам не хватает сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае дети поймут, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому что эти правила все время меняются.



Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?

1.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
3.По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет к расставаться.
4.Не обманывайте ребёнка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
7.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
8.Будьте терпимее к его капризам.
9."Не пугайте", не наказывайте детским садом.
10.Уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
11.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!




Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий

*Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашнего задания. Это для него очень важно. Насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущие школьные успехи.
*Если у вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки, формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы. Не напоминайте ежедневно, что в вашей семье все были отличниками. Не лукавьте, столько отличников не бывает!
*Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу,  расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
*Объясните ребёнку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своём месте.
*Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет убирать своё рабочее место самостоятельно.
*Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
*Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вас кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
*Научите ребёнка выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.



Советы родителям будущих первоклассников

1.Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Пролистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для многих челнов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильнее и увереннее в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из жизни и рассказы о верных друзьях детства наполнят душу ребёнка радостным ожиданием.
2.Помогите ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос «Как зовут маму?» - отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребёнок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3.Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать своё рабочее место. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребёнка: пусть у него будет свой личный рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это - как у взрослых, но - личная собственность ребёнка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4.Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счёт. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...». В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
5.Хорошие манеры ребёнка - зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребёнка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремиться подражать во всём.
6.Приучайтк ребёнка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребёнок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
7.Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребёнка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастёт в радость учения. 



О чём разговаривать с дошкольником 

Чтобы понять, о чем можно поговорить с ребёнком, нужно сначала научиться с ним общаться. А происходит это только через речевое общение с ребёнком. Другого пути познания мира у маленького человечка нет.
В самом деле, ни один телевизор, ни одна картинка не может показать ребёнку, что такое вчера или завтра. А мы постоянно об этом говорим даже самым маленьким детям.
В дошкольном возрасте, начиная примерно с 3-х лет, предметом общения ребёнка со взрослым могут стать явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас. Например, разговор о дожде, когда светит солнце; о птицах, которые улетели в далекие страны; об устройстве машины и прочее. Все эти предметы и явления нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение со взрослым они становятся вполне реальными и значимыми для ребёнка. Такое общение, содержание которого выходит за пределы  воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Методы самообладания для взрослых

- Выдержите паузу, как бы это ни было сложно, и только после этого давайте выход вашей накопившейся энергии. Вот увидите - после небольшого тайм-аута ваша реакция будет более адекватной.
- Наиболее простой способ не вспылить в ответ - сосчитать до 10. Пусть ваш мозг сосредоточится на счёте. Или вдохните  ароматную подушечку с травой  валерианы, душицы. Эти  ароматы успокаивают  нервную систему. Помогают также дыхательные упражнения: вдохните глубоко, задержите дыхание на пару секунд, повторите так десять раз.
- Практикуйте так называемые «письма к ребёнку» в моменты гнева: если хотите накричать на ребёнка, смело берите в руки тетрадь и пишите всё, что желаете ему сказать.
- Если не хотите накричать на ребёнка, закройте глаза и представьте белый цвет. Этот цвет успокаивает.
- Эффективно бороться с приступом гнева поможет еда. А именно - ягоды, апельсины. В них содержится много витамина С, который помогает справиться с выбросом в кровь гормона стресса - кортизола.

Рекомендации по развитию мелкой моторики

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Да родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.

-Запаситесь пластилином, глиной для лепки - лепка замечательно воздействует на мелкую моторику
-Упражнения для кистей рук можно проводить на бытовом уровне: перебирать крупу, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, сматывать нитки или веревку в клубок. Полезно развязывание узелков на шнурках. Это доступно всем!
-Графические упражнения (штриховка, обводка по контуру и т.п.), раскрашивание рисование: рекомендуется использовать для рисования карандаши. Они требуют мышечной активности.
-Аппликационные работы, конструирование, вырезание, выпиливание, нанизывание бус, игры с мозаикой, выкладывание рисунков из счётных палочек (зубочисток, ватных палочек).
-Самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться.
Помните, что любой процесс обучения требует терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем - используйте его рационально. Ведь это такое счастье наблюдать, как растёт и развивается ваш ребёнок и принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

Читаем детям

Давайте отправимся в мир ребенка! Почитаем книги на тему дружбы, доброты и силы. Все эти понятия тесно связаны и для развития ребенка крайне необходимо их разумное формирование.
В.  Осеева  "Три товарища"
В. Драгунский "Друг детства"
М. Тахистова "Дружба"
С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"
Д. Биссет "О мальчике, который рычал на тигров"
В. Драгунский "Рабочие дробят камень"
А. Гайдар "Тимур и его команда"
Н. Носов "Приключения незнайки"
Очень важно, чтобы ребенок видел добро даже в самых маленьких, незначительных поступках. Взрослым необходимо обращать внимание своих детей  на различные формы его проявления. Ведь, многие дети, придя в школу, страдают в большей степени не от плохих отметок или своего поведения, а от озлобленного, негативного отношения между сверстниками.
Современный мир наполнен агрессией, злобой, дети все это видят не только на улице, но и по телевизору. Поэтому имеет огромное значение то, что мы читаем и рассказываем своим детям. Знакомьте их с миром добра, дружбы, любви, ведь, никогда не стоит забывать, что те знания и нравственные ценности, которые ребенок приобретает в детстве, остаются с ним и во взрослой жизни.



Гиперактивные дети

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
-поддерживать дома четкий распорядок дня;
-выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас);
-многократно повторять просьбы одними и теми же словами (нейтральным тоном);
-отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность, задать неожиданный вопрос)
-работать с ребенком в начале дня, а не вечером;
-делить работу на короткие периоды, использовать физкультминутки;
-снизить требования к аккуратности в начале работы;
-сидеть рядом с ребенком во время занятий, использовать тактильный контакт;
-договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
-поощрять сразу же, не откладывая на будущее;
-предоставлять возможность выбора
-оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!





Использование метода психогимнастики в работе с детьми

Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится общаться. В этом возрасте успешно является применение психогимнастики.  Занятия по психогимнастике строятся в игровой форме, на которых дети изучают различные эмоции, учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Нарушение выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания.
Не  менее  важно  использовать  психигимнастику  в  профилактической  работе  с практически  здоровыми  детьми  с  целью  психофизической  разрядки.
Дети  изучают  различные  эмоции  и  учатся  управлять  ими, овладевают  азбукой выражения  эмоций. Психогимнастика  помогает  детям  преодолевать  барьеры  в общении, лучше  понять  себя  и  других, снимать  психическое  напряжение, дает возможность  самовыражения.
Нарушения  выразительности  моторики  заслуживают  пристального  внимания  потому, что  неумение  правильно  выразить  свои  чувства, скованность, неловкость  или неадекватность  мимико-жестовой  речи  затрудняют  общение детей  со  сверстниками  и взрослыми.
Не  менее  важен  словесный  язык  чувств, который  обозначает  явления  эмоциональной жизни. Называние  эмоций  в  психогимнастике  ведет  к  эмоциональному  осознанию ребенком себя.
 Компоненты  психогимнастики
Мимика  говорит  нам  без  слов  о  тех  или  иных  чувствах  и настроениях  человека. Если  человек  улыбается, значит, он  радуется; сдвинуты  брови  и  вертикальные  складки на  лбу  свидетельствует  о недовольстве, гнев. О  многом  может  сказать  взгляд человека. Он  может быть  прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждающий. Общее выражение  лица  может  быть  осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много  определений  можно подобрать  и  к  смеху  и плачу. Мимика  бывает  живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.
Жесты  делятся  на  условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие  и  эмоциональные. Жестикуляция  может  быть живой, вялой, бедной, порывистой, робкой, энергичной, жест  может  и отсутствовать.
Даже  маленькие  дети  знают  жестикуляцию  и  умеют  ею  пользоваться. Когда  им называют  слова  «высокий», «маленький»,«там», «я»  и  т.д.  и  просили  показать  жестом,  они  легко  справлялись  с заданием.
Пантомимика - это  выразительные  движения  изредка  слагаются  из  жестов, часто  из мимики, из  поз же  всегда. Все  отрицательные  эмоции «съеживают»  фигуру  человека, а  все  положительные - ее  «развертывают». «Расцвел,  как  цветок», - говорят  про счастливого  человека. Осанка  и  поза  имеют  большое  значение  в  создании  облика человека. Осанка образуется  из  положения  головы  и  туловища. Голова  может  быть поставлена  прямо, склонена  набок, втянута  в  плечи, откинута  назад. Поза  у  человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной, перемена  поз  может  быть  постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плавной. Общий  вид  характеризуется  как  напряженный,  расслабленный, подобранный, скованный,  естественный, величественный,  распрямленный,  сутулый, сгорбленный, стройный,  без  резких  особенностей.


Учим детей дружить
Не каждый родитель догадывается, что ребёнка нужно научить дружить. Родители не задают себе вопрос, зачем нужны товарищи своему ребёнку. Они даже не сомневаются в том, что дружба – это нечто необходимое, само разумеющееся. Но не все родители знают, что в становлении этого самого представления детей о дружбе взрослым необходимо принимать самое активное участие.
Нужно помнить, что ребёнок, как губка, впитывает модели родительских взаимоотношений. Поэтому родители на собственном примере должны показать, что у них тоже есть верные друзья. Так ребёнок лучше поймёт кто такой друг. Поэтому чаще рассказывайте истории из своей жизни, когда вам очень помогли друзья в трудную минуту, и как вы выручали друзей. Объясните ребёнку, что без друзей трудно прожить в одиночку, и жизнь без них скучна и однообразна. Беседуя с ребёнком о дружбе, можно вспомнить пословицы и обсудить их вместе: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «друга ищи, а нашёл - береги», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Читайте детям сказки, рассказы, стихи о дружбе, друзьях, о дружеских отношениях между детьми, просматривайте мультфильмы. Обсуждайте прочитанное и увиденное.
Дружбе надо учить: выбирать друзей, беречь их, ценить, понимать, помогать им; не конфликтовать, уметь договариваться, не быть жадным. Развивайте отзывчивость, сочувствие, великодушие.
Родителям необходимо внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или огорчения.

Правила товарищества
(«Азбука нравственного воспитания» под ред. Каирова И.А.)
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то — научи его.
Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
2. Старайся выручить товарища.
Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Хорошо дружить — значит говорить друг другу правду. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.
Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

Научить ребенка этим правилам будет гораздо легче, если он видит их выполнение в семье. Ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и переносить увиденное в свои взаимоотношения с товарищами.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был порядочным и отзывчивым, надёжным другом и умел откликаться на чужую беду. Поэтому уважаемые родители помогите своему ребёнку найти и сохранить дружбу. Дружба становится прекрасным средством для социализации ребёнка!



Возрастные особенности ребенка 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Игры
Главное особенностью игры является ее условность: выполнение одних и тех  действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники  ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Творчество
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предметах. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младше школьники дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия.
Мышление
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов  - индивидуальных единиц восприятия  - переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могу воспринимать доя пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.
Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5- названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Взаимоотношения детей
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могу усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основание для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.


Детские страхи

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как  радость, восхищение, гнев, удивление печаль.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Причины страхов у детей:
-наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
-тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
-большое количество запретов со стороны родителей;
-конфликтные отношения между родителями;
-психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
-психологического заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Чего не стоит делать родителям дошкольника, чтобы не превратить детские страхи в постоянные:
1.Не допускать слишком большого напряжения внутрисемейных событий: переезды, смена нянь, ссоры, перманентный развод, многочисленные гости: все эти события усиливают тревогу и, соответственно - страх.
2.Не стремиться к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия, когда, например, пятилетнего ребенка учат складываться цифры столбиком или заставляют писать письменными буквами: ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новый страх - страх неудачи.
3.Не увлекаться порицаниями на повышенных тонах: тревожный ребенок нуждается в вашей защите, а крик "свидетельствует" о том, что его не любят, следовательно, защищать не будут.
4.Не брать с собой ребенка на "взрослые" мероприятия - на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.
5.Ни в коем случае не высмеивать детский страх.



Сон

Проблема детского сна, вернее лёгкого засыпания, до какого-то времени беспокоит многих мам и пап. Но ведь у каждой проблемы есть свои причины. А ещё есть решение. Главное - не думать, что ничего поделать нельзя.
Главные враги хорошего сна
Телевизор. Можно назвать его «монстром», разрушающий детский сон. И не так уж важно, смотрит ли малыш мультфильмы или телевизор просто работает в вашем доме в фоновом режиме. Проведите маленький эксперимент: расположитесь перед телевизором и попробуйте непрерывно смотреть его хотя бы час. А после просмотра проанализируйте, сколько агрессивных эпизодов, негативной информации вы увидели. Ребёнок, сидящий перед телевизором, обладает более живым воображением, чем взрослые, он намного восприимчивее, чем мама и папа. Поэтому телепередачи нередко вызывают у него страх, тревогу или перевозбуждение. Кроме того, картинка на экране сменяется очень часто, чтобы детское внимание могло поспевать за этой сменой. Да и сидеть перед экраном, подвижному малышу довольно трудно. В итоге - рассеянное внимание, повышенная возбудимость, усталость, или наоборот, желание скакать и бегать, то есть, сбросить накопившееся напряжение.
Позднее укладывание. Родители и сами не всегда замечают, как же так получается, что время, когда малыш засыпает, всё больше и больше сдвигается к полуночи. Ну, задержались в гостях, ну ещё один мультик, ну ещё пять минуточек. Так постепенно режим дня и нарушается. А потом сами понимаете: позже заснул ребёнок – позже захочет проснуться.
Активные игры перед сном. Вечером, когда мама и папа приходят с работы, а ребёнок из детского сада, как раз и наступает самое весёлое и шумное время. Интересно, что в большинстве семей родители не придают значение, в какие игры играют дети по вечерам, забывая о том, что нервной системе малыша нужно довольно продолжительное время, чтобы прийти в состояние покоя.
Отсутствие режима дня. Если вы с малышом не придерживаетесь режима дня, то проблемы со сном возникнут наверняка. Наш организм привыкает к тому, что получает отдых и питание в определённое время. Тогда ему проще регулировать все процессы в нем происходящие. А если обедать, засыпать в разные дни хаотично, в разное время, то организм малыша станет работать в таком экстремальном для себя режиме, оставляя за собой право не засыпать вовремя или спать утром столько, сколько захочется.
Родительские ссоры. Если папа и мама ссорятся, то тут уж не до сна. Ребёнок боится и переживает, часто плачет. В семьях, где родители громко и эмоционально ссорятся, дети засыпают хуже.
Продукты, содержащие пищевые добавки. Учёными доказано, что красители, консерванты и усилители вкуса плохо влияют не только на иммунитет, но и на нервную систему ребёнка, оказывая возбуждающее действие. Повышенная утомляемость, раздражительность и даже агрессивность зачастую являются результатом употребления в пищу ярко окрашенных конфет или напитков.
Особенности нервной системы ребенка. Причины плохого детского сна могут быть связаны и с особенностями нервной системы. Легковозбудимые, гиперактивные дети засыпают или очень плохо, или за две минуты, если нервная система работает так, что выключается очень быстро. Поэтому ритуал отхода ко сну должен быть особенным. Легковозбудимые дети долго крутятся в своих кроватях, разговаривают, вскакивают, зовут родителей. Это связано не с нарушениями в поведении, а с тем, что малышу в самом деле трудно успокоиться, лежать без движения и просто закрыть глаза.
Чтобы спокойно спать, нужно помочь ребенку вернуться в нормальный режим, чаще всего для этого достаточно несколько правил:
-как в вечернее, так и в дневное время, приучить ребенка к размеренному распорядку дня, чтобы его жизнь была упорядоченной;
-соблюдать привычную церемонию, в одно и тоже время укладывать его спать;
-спокойным, мягким и твёрдым голосом успокоить ребенка, если он начинает сопротивляться;
-окружить малыша любовью и заботой и не отходить от намеченного курса, доверять ребенку и своему инстинкту.





Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
   В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
   Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной красивой.
   Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
 Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после их рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.
"Звукорежиссеры"
Эта игра направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся предложите своему малышу "озвучить" картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
"Встречи героев"
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героем из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке "Колобок" не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
"Новые сказки"
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии и связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке "Репка" изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка вариантов множество.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он,  сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимания сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить к школе.
Читать детишкам сказки надо в "правильное" время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций. 



Особенности общения детей 5-6 лет со сверстниками
Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей, которые отличают его от общения взрослых.
Особенности детского общения со сверстниками, которые приводят к конфликтам: яркая эмоциональная насыщенность, преобладание инициативных действий над ответными, преобладание действий над анализом ситуации.  
Яркая эмоциональная насыщенность – в общение детей наблюдается  больше экспрессивных эмоциональных действий. У детей может произойти быстрая смена эмоционального состояния  - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Преобладание инициативных действия над ответными – для ребенка важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива или действие сверстника не имеет для него значения, и в большинстве случаев не поддерживается. В первую очередь в старшем дошкольном возрасте конфликты между детьми происходят именно из-за этой особенности. Когда дети хотят делать или играть, так или в  то, что они придумали, выполнять те роли, которые хотят они, а если другой хочет чего-то другого, то это отвергается.
Именно поэтому в паре играющих детей не бывает двух лидеров, один предлагает, другой делает, то, что ему предлагают. Поэтому дети которые считают, что только они всегда правы и все должно происходить как они хотят становятся в группе сверстников отрицательными лидерами, с которыми дети стараются избегать игр и общения.
Преобладание действий над анализом ситуации.  Любой ребенок вначале делает, а потом думает, что он сделал или начинает анализировать, а правильно ли он сделал. Эта особенность объяснят высокую конфликтность детей.
Ребенок не способен проанализировать ситуацию, так как это делает взрослый. У него сразу же появляется ответная реакция в форме агрессии.  Что в свою очередь тоже вызывает у обидчика ответную реакцию. Так и возникает конфликт.
Эгоцентризм – только действия  самого ребенка, его точка зрения, его видение ситуации является правильной. Ребенок никогда не признает собственной ошибки, или того что он был не прав. Он никогда не скажет вам, что в его проблеме с другими детьми виноват он сам, виноваты все кроме него. Именно с этим связано желание детей жаловаться или ябедничать на других.


Детская рассеянность
Рассеянность - это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.
Очень часто рассеянность является результатом неправильного воспитания. Если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца.
Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.
Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть.

Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий